Существует целый ряд причин, по которым трубопроводная арматура выходит из строя. Все их условно можно разделить на три группы:
-
Производственные;
-
Конструкционные;
-
Эксплуатационные.
Производственные причины и виды неисправностей запорной арматуры связаны с недостаточным техническим уровнем технологических процессов, используемых на предприятии, производящем изготовление отдельных деталей и сборку арматуры. Снизить количество брака запорной арматуры позволяет технический контроль всех производственных этапов и повсеместная технологическая дисциплина. Услуги промышленная безопасность это предупреждение опасных чрезвычайных ситуаций на предприятии абсолютно любого рода деятельности и залог уверенной работы.
Положительно сказывается и использование стандартных узлов и деталей: сальников, электроприводов, редукторов, крепежных деталей, штоков и т.д.
Конструкционные (структурные) причины отказов и неисправностей запорной арматуры связаны непосредственно с конструкцией самой арматуры. От того насколько она грамотно выполнена и насколько продумана ее конструкция для проведения технического обслуживания, зависит своевременность и быстрота выполнения ремонтных работ.
Эксплуатационные причины отказа запорной арматуры связаны со способностью арматуры сохранять свои эксплуатационные качества во время работы в пределах, указанных в технической документации. Эксплуатационными параметрами арматуры являются:
-
крутящий момент маховика, либо усилие на рукоятку управления;
-
герметичность прокладок, сальников, затворов;
-
пропускная способность предохранительного клапана;
-
иные характеристики;
Если один из параметров начинает не соответствовать определенной для него норме, то наступает параметрический отказ. Гидравлическое испытание запорной арматуры и стенды для испытания запорной арматуры способны предупредить и снизить риск дальнейшего отказа запорной арматуры в процессе её эксплуатации на предприятии.
Отказ запорной арматуры - выход ее из строя в связи с поломкой одного или целой группы элементов. Отказ может быть частичный, при котором возможно дальнейшая эксплуатация, и полный, в случае которого требуется срочное выполнение ремонтных работ.
Полный отказ может быть следующего характера:
1) в запорной арматуре. Отсутствие возможности поднять или отпустить запорный орган для ее открытия или закрытия. В связи с этим становится невозможной регулировка потока рабочей среды и отказ от эксплуатации оборудования, на котором установлена запорная арматура.
Протекание жидкости через неплотности соединения или свищи в корпусе. В данном случае значительно повышается износ оборудования и появляется опасность травмирования сотрудников обслуживающего персонала.
2) в предохранительной арматуре. Не работоспобность запорного клапана: не срабатывает при повышении или понижении давления в установленных пределах. В результате этого появляется опасность поломки основного оборудования, вследствие отсутствия должной защиты от негативных факторов. Возникает повышенный износ, обслуживающий персонал рискует получить травмы.
3) в регулирующей арматуре. Любая неисправность, приводящая к невозможности выполнения регулировки, соответственно полной потери контроля за расходными характеристиками. Потеря герметичности вследствие разрушения уплотнительных материалов и появления свищей на корпусе.
Частичный отказ запорной арматуры может быть следующего характера:
В предохранительной и запорной арматуре - частичный пропуск рабочей среды через запорное устройство, который позволяет эксплуатировать оборудование, но приводит к снижению экономичности и качества функционирования объектов.
В регулируемой арматуре - любые неисправности, которые приводят к частичному изменению параметров регулирования. Потеря плавности хода и возникновение люфта в местах сочленения становятся причиной снижения экономичности работы.
С характерными неисправностями, возникающими в трубопроводной арматуре и электроприводах можно ознакомиться в следующей таблице.
ТАБЛИЦА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ. МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.
Неисправность
|
Возможная причина
|
Способ устранения
|
Рабочая среда протекает, несмотря на полностью опущенный запорный орган
|
Потеря герметичности вследствие износа уплотнительных поверхностей корпуса: появление трещин, вмятин задиров. или повреждения запорного органа (диска, клина, тарелки.
|
Произвести разборку, очистку, промывку и дефектацию. Различные механические повреждения (задиры, вмятины) отшлифовать и притереть. Более серьезные дефекты (отслоения, трещины, глубокие задиры) исправить путем наплавки нового уплотнительного слоя с последующей притиркой. Произвести замену уплотнительных колец с притиркой.
|
Приложено слишком малое усилие на маховик.
|
Усилие на маховик усилить до расчетного.
|
Электропривод запорного органа развивает недостаточный крутящий момент.
|
Произвести осмотр и настройку муфты, отвечающей за крутящий момент. Проверить работоспобность электродвигателя.
|
Через сальник протекает рабочая среда
|
Сальник набит недостаточно плотно
|
Ослабить болты, произвести дополнительную набивку с последующей равномерной подтяжкой болтов
|
Сальник износился
|
Удалить старую набивку и набить новую
|
Коррозионный износ поверхности шпинделя
|
Произвести шлифовку цилиндрической поверхности с последующим азотированием и шлифовкой.
|
Наблюдается потение или течь сквозь детали корпуса
|
Корпус имеет дефекты, возникшие в процессе литья. На его поверхности присутствуют пустоты, поры, раковины, свищи. Возможны трещины в местах изменения радиуса корпуса.
|
Путем шлифовки снять слой металла в месте протечки до обнаружения дефекта. При наличии трещин, для недопущения их дальнейшего расползания, произвести сверление на концах. Все дефектные места зачистить и заварить.
|
Протекает рабочая среда в точке сопряжения крышки с корпусом.
|
Недостаточная затяжка шпилечного соединения
|
Равномерно в последовательности, исключающей перекос фланца крышки относительно корпуса, затянуть гайки.
|
Износилась прокладка
|
Заменить прокладку.
|
Присутствуют повреждения на уплотнительных поверхностях крышки и фланца корпуса.
|
Произвести шлифовку поврежденных мест и наплавку нового уплотнительного слоя с последующей проточкой и шлифовкой.
|
Запорный орган перемещается со значительным задержками.
|
Изношены направляюще клиньев
|
Выполнить демонтаж направляющих клиньев с последующей заменой или ремонтом.
|
В резьбовой втулке или шпинделе повреждена трапецеидальная резьба.
|
Выполнить демонтаж и произвести замену дефектной втулки и или шпинделя.
|
На поверхности направляющих скопилась смола или осадок в виде твердых частиц
|
Разобрать корпус задвижки и произвести очистку.
|
Невозможно переместить запорный орган в любом из направлений.
|
Вышла из строя деталь или группа деталей привода управления: ходовой гайки, шпинделя, шестерни и др.
|
Разобрать корпус, выполнить ревизию деталей и произвести замену дефектных.
|
Рабочая среда проходит сквозь сильфонный узел
|
В сильфоне присутствуют повреждения
|
Произвести разборку вентиля или клапана с заменой сильфонной сборки.
|
В гидравлической характеристике регулирующего клапана наблюдаются изменения.
|
В регулирующем органе имеется эрозионный износ.
|
Разобрать клапан и произвести замену шибера (плунжера). Если износилось седло, то его необходимо заменить на другое с последующей притиркой.
|
Срабатывает предохранительный клапан при нормальный условиях эксплуатации.
|
В импульсном клапане нарушена герметичность.
|
1. Убедиться в правильности расположения груза на рычаге. 2. Произвести разборку импульсного клапана и устранить обнаруженные дефекты уплотнительных поверхностей. При необходимости выполнить притирку дефектов корпуса. 3.Убедиться в работоспособности электромагнитного клапана. Если его сердечник залипает, то необходимо заменить электромагнит, пружину, сердечник. Осмотреть ручной дублер.
|
Нарушена герметичность в главном предохранительном клапане.
|
1. Осмотреть пружину на наличие дефектов и правильность расположения. 2. Произвести притирку уплотнительных поверхностей.
|
Не закрывается главный предохранительный клапан
|
Оборвало шток. Заклинило ходовую часть
|
Произвести замену штока Выполнить разборку клапана с последующим осмотром и проверке качества сопряжения всех деталей. При обратной сборке Разобрать клапан. Проверить сопряжения основных деталей ходовой части. При сборке особое внимание следует уделить сборке сальниковых уплотнении поршней и штока, с тем чтобы не сделать эти уплотнения чрезмерно тугими.
|
Пружинный пре-дохранительный клапан не закрывается.
|
Поломка пружины
|
Разобрать клапан и заменить пружину.
|
Происходит холостое вращение маховика при переходе в режим ручного управления.
|
Не происходит сцепление кулачков муфт в результате поломки.
|
Осмотреть узел ручного управления и устранить неисправность.
|
Усилие на маховик настолько велико, что нет возможности полностью закрыть или открыть арматуру
|
Заедает подвижные части в электроприводе или арматуре.
|
Попытаться устранить неисправность путем вращения в обратную сторону. Если проблема не решается, то разобрать узел и перебрать его.
|
Стрелка указателя во время хода не вращается.
|
Неисправна передача между приводным валом привода и кулачковым валиком путевого выключателя.
|
Осмотреть передачу и устранить неисправность
|
Винт, который останавливает диск со стрелкой, ослаб
|
Разобрать указатель и затянуть винт, отвечающий за стопор стрелки.
|
После нажатия на пусковую кнопку двигатель начинает работу в холостом режиме.
|
Не включен режим дистанционного управления
|
Перевести электропривод на дистанционное управление.
|
Изношена шпонка вала или червяка на электродвигателе
|
Изучить содержимое электропривода и устранить неисправность
|
Электропривод при этом стоит на месте.
|
В результате ослабления стопорного винта сдвинулась муфта электродвигателя.
|
Снять электродвигатель, поставить муфту на место и застопорить винтом. Демонтировать электродвигатель, установить муфту в рабочее положение и затянуть винтом.
|
Не запускается электродвигатель после нажатия на одну из управляющих кнопок
|
Неисправности в силовой цепи Не исправен пускатель. Нет напряжения на щите управления.
|
Осмотреть силовую цепь на наличие дефектов и исправить их Отремонтировать или заменить пускатель Произвести диагностику системы питания и устранить проблему
|